Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ву́ду (англ. Voodoo) — настоящее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америки. На основе верований народов Дагомеи религии Вуду появились на Гаити.

Рассмотрим вопрос магии вуду ещё более подробно.

Магия вуду (от водун — на языке народности фон из Бенина — бог, дух) — национальная религия населения о. Гаити, ранее отмеченная значимыми компонентами эзотерических миро представлений. Культовая содержащая  представляет собой синтез католических ритуалов времен французской колонизации и древней магии Африки. Помимо верховного Бога приверженцы магии вуду верят в духов (лоа). 

Магия вуду, как ни странно, была ассоциирована с христианскими святыми. И при наблюдении за ритуалами Вуду можно заметить обращения не только к древним богам вуду, но и к таким христианским элементам, как богородица, Иисус и так далее. 

В 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего. Действительно, вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду . это и празднества в честь богини любви Эрзули (Erzulie) (под маской которой можно заметить черты египетской Изиды, греческой Афродиты,римской Венеры, и христианской Девы Марии), и одновременное поклонение змию Уроборосу, заглатывающему собственный хвост.

Направления Вуду :

Сантерия

Сантерия - это синкретическая религия, сложившаяся на Кубе, в которой смешались африканские и католические элементы. В отличие от вуду, африканские корни сантерии - не дагомейские, а в основном йорубанские. Йоруба - это племена, живущие вдоль реки Нигер на территории современных Бенина и Нигерии. Насильственно обращенные в колониях в христианство, рабы из йоруба практиковали свою родную религию втайне, используя католических святых как прикрытие для почитания африканских богов-ориша. Самоназвание сантерия происходит от испанского слова санто, что означает "святой".

Пало-майомбе

Пало-майомбе - религия, происходящая из Конго. Иногда ее называют - пало, что в переводе с испанского означает палка (знахари конголезской традиции широко используют различные части трава и другой растительности). Майомбе - это название местности в западном Заире. Приверженцев этого культа, распространенного на Кубе и в южных штатах США, называют палеро или майомберо.

Майомберо пользуются славой существ, склонных к черной магии, некромантии, мести и извращенным убийствам. Говорят, что черная магия является для них просто способом выживания во враждебном мире. Воздаяния майомберо избегают, подкупая богов - предлагая им пищу, напитки, деньги и принося в жертву скот или иных животных. Считается, что за плату эти маги готовы наслать порчу или смерть на кого угодно.

Некоторые приверженцы сантерии так боятся майомберо, что даже говорить о них  не осмеливаются . Со своей стороны, колдуны уважают ориша и стараются не вступать с ними в  контакт.

У пало-майомбе, однако, есть две ветви: христианская,иудейская, или некрещеная. Христианские майомберо используют в своих ритуалах католическую святую воду и работают с силами Бога, которого они называют Самбия. Некрещеные колдуны работают с силами дьявола (Кадиемпембе). Нганга - магический котел, изготовленный собственноручно. В котле хранятся человеческие черепа, кости, земля с кладбища, пыль с перекрестков, ветки, травы, насекомые,останки небольших зверей и птиц и острые специи. После сложных ритуалов этот котел становится "микрокосмом". В нем живут духи мертвых, выполняющие задания мага. За хорошую работу палеро дает духам кровь петуха. Палеро почитают Самбию (Бога-Творца), своих предков, вообще всех мертвых и духов природы (аналогичных ориша в сантерии). Природные духи воспринимаются приверженцами пало-майомбе как "чистая энергия". Этим духам нельзя приказывать, их невозможно "приручить" или умилостивить; они имеют свои правила, и эти правила нельзя нарушать и осквернять. Особенно почитаем Нсаси (Чанго). Палеро утверждают, что этот ориша происходит не из Нигерии, а из Конго. Для Нсаси готовят особый котел, который называется Сьеие Райос,в переводе ,что означает (Семь Молний).

 Ориша

Слово ориша состоит из двух частей: ори (голова, или сознание) и ша (выбранный). Таким образом, ориша - это выбранная голова.

Согласно теологии йоруба, существует единсвенный вездесущий Бог, в котором все вещи и явления являются составными частичками, как бы клетками тела. Если продолжить эту аналогию дальше, то отдельные органы тела, в которых клетки объединены общей функцией, - это боги, или ориша. Для удобства обсуждения этого  явления люди говорят, что каждый ориша является личностью и имеет свою историю, свой характер и свои атрибуты. Каждый человек при рождении "выбирает голову", то есть приобщается к тому или иному энергетическому потоку ориша. Эта концепция в целом идентична вудуистской концепции лоа. Йорубанские ориша, как и дагомейские лоа, могут воплощаться в избранных ими людей.

Макумба

Под этим словом чаще всего имеют виду  бразильские аналоги сантерии и вуду: кандомбле, умбанду и кимбанду. Но для тех, кто делает различие между белой и черной магией в афро-бразильских традициях, макумба - это синоним в то же время черного направления, или кимбанды.

Хотя различные формы макумбы, как и сантерии, имеют йорубанские корни, в бразильских религиях гораздо заметнее присутствует влияние народов Конго и таких неафриканских элементов, как спиритизм Алана Кардека (кардекизм, как утверждает Харперовская энциклопедия мистического и паранормального опыта (1991) - самая известная  в Бразилии религия) и восточные культы.

Кандомбле

Кандомбле - традиция, находиться ближе всего к сантерии. Кандомбле  основана  на религии йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств.

Первый центр кандомбле открыли в 1830 г. в Сальвадоре

Церемонии кандомбле во многом напоминают ритуалы вуду и сантерии: такие же призывания богов, молитвы, жертвоприношения и "одержимость" верующих богами-ориша.

Один из главных праздников кандомбле, приходящийся в Рио-де-Жанейро на канун Нового Года, ежегодно транслируется по бразильскому телевидению. Это праздник Йеманжи, богини вод. В сумерках 31 декабря более миллиона участников ритуала, одетые в белое, устраивают миниатюрные личные алтари со свечами на пляжах. Жрицы, или мао ди санту (мать святого), очищают и посвящают в сан новых жриц. В полночь все верующие заходят в океан, и каждый опускает на воду свой  деревянный кораблик, украшенный цветами, свечами и фигурками святых. Если кораблики тонут, это означает, что Йеманжа (она же Дева Мария) принимает подношение своих детей и обещает помогать им в наступившем году.

Умбанда

Умбанда - синкретическая религия, возникшая в начале XX века и состоящая из католических, африканских, индуистских и буддийских элементов. Кроме того, в практике умбанды важную роль играет спиритизм Адана Кардека - учение о том, что общение с развоплощенными духами и получение информации о своих предыдущих воплощениях не только возможно, но и необходимо для духовного исцеления человека.

Умбандисты боятся непосредственного контакта с ориша, полагая, что такого рода взаимодействие - слишком интенсивное переживание для смертных, и предпочитают общаться с духами божественных предков и другими духами-наставниками. В Умбанде боги упоминаются под именами католических святых и имеют многие черты, свойственные индейским божествам.

Религиозные церемонии начинаются с призвания эшу для защиты от злых сил. Затем жрецы (матери и отцы святых) входят в состояние одержимости и призывают всех присутствующих принять в себя духов. Духами-наставниками обычно являются индейские или африканские предки или умершие дети. Самые популярные бразильские духи-наставники - Прету Велью (Старый Негр) и Прета Велья (Старая Heгритянка), которые когда-то были мудрыми африканскими рабами-знахарями. Как и в сантерианско-вудуистской "одержимости", люди, принимающие в себя духов, приобретают на время их характерные качества - например, становятся сгорбленными стариками. Кроме того, одержимые исполняют шаманские танцы, танцуют они под барабанный бой и песнопения, курят сигары и трубки (табак - священное растение для индейцев).

Кимбанда

Кимбанда - кимбандисты призывают  разных  эшу, обращаясь к их "трикстерским" и колдовским аспектам. Эшу Рэй (Эшу-Царь), Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзевулом и Астаротом. Особенно сильный ужас вызывает у бразильцев Эшу Транка Руас (Закрывающий пути).

Боги Вуду: Эрзули — дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ — сердце. Её цвета — красный и голубой.

Симби — дух соблазна и плодовитости.

Огун — дух войны и стихийных бедствий.